Фото

RedTram.com

bigmir)net TOP 100

Наша кнопка

Княже Місто


Партнери

Коріння

Орнаментальный пояс. Мозаика Софийского собора

Свастична фреска Святої Софії
«Крест всякой формы есть истинный крест».
Орнаментальные мозаики Софии Киевской состоят главным образом из цветочно-лиственных и геометрических мотивов с достаточно небольшими элементами. На фоне других декоративных мозаик оригинальностью отличается орнаментальный пояс апсиды, отделяющий «Евхаристию» (см. на этом изображении более полное изображение пояса) от «Святительского чина». Орнаменты апсиды сохранились не полностью и были дописаны масляной краской при реставрациях в XIX веке. 

Этот декоративный фриз уникален: ему присущи монументальность и минимальная зависимость от книжной орнаментики. Он состоит из укрупненных четырехконечных, так называемых гамматических крестов — свастик (крест в виде четырех греческих букв гамма, похожих на русскую «Г», имеет в Восточной церкви название «гамматический», на Западе — crux gammata).

Свастика буквально означает «связанное с благом». Подобный архаический символ известен с эпохи верхнего палеолита (35000—8000 до н. э.). В древнейшие времена он получил распространение в Индии как символ солнца, света и щедрости. Свастика входила в традиционную символику Китая, Древнего Египта и Ирана. Она нашла свое место и в раннехристианском искусстве.

Первые поколения христиан удерживались от изображения Христа распятым на древе, поскольку это была самая позорный вид казни из всех, что практиковались в Римской империи. В качестве символов Христа и Церкви использовались изображения агнца, рыбы, якоря, паруса и некоторые другие. Вполне возможно, что на этом этапе одной из завуалированных форм креста стала свастика, которую изображали на могилах. В катакомбах Присциллы, cubicolo dei Bottai (Рим), сохранилось настенное изображение сосуда со свастикой. Сосуд, по-видимому, предназначался для того, чтобы святая душа (символически изображенная в виде голубя) в своей райской обители принимала из него святое причастие.

В позднейшей истории христианского искусства свастики входили в распространенный греческий меандровый орнамент (композиция из линий, ломанных под прямым углом). Свастичные меандры и спиралевидные свастики, например, образуют сетки и бордюры на коптском плиточном фризе VII века, предположительно происходящем из знаменитого монастыря Бауит. Свастичные спирали и плетенки использовались в православных храмах и позднее. Например, на плитах от алтарной преграды в церкви Святой Софии (Охрид, X—XI вв.).

Сохранилось Евангелие IX века, изготовленное по заказу византийской царицы Феодоры в императорском скриптории. Вторая глава открывается квадратной заставкой, составленной из античного меандра с гамматическими крестами.

В свастические кресты встречаются и в христианском искусстве славян. Известны свастики на средневековых надгробиях южных славян, где этот знак символизировал верность Христу при жизни и после смерти. Одним из самых ранних изображений свастики на Руси, вписанной в средокрестие, является надпись XI века на северо-восточном столбе южного нефа Софии Новгородской. Надпись появилась вскоре после постройки собора. В знаменитом «Кодексе Гертруды» XI века миниатюра «Христос во славе, венчающий князя Ярополка и княгиню Ирину» окружена свастическим меандром. Встречаются характерные свастические символы и на  древнеукраинских православных иконах, а также в книжных миниатюрах XV—XVII веков. 

Спорадически свастика использовалась и в древнерусском языческом искусстве. Однако изображения свастики в находках, связанных с древнерусской языческой культурой, крайне редки. 

На Руси в различное время и в различных регионах страны свастика носила весьма разнообразные названия. По подсчетам российского исследователя В. Н. Январского, их насчитывается целых 144. В числе прочих: коловрат, посолонь, святадар, цветок папоротника, святоч (см.: Январский В.Н. Свастика: исторические корни // Славяно-Арийские Веды. Кн. 2. — Омск, 1999. С. 167.). 

Р. Багдасаров в своей капитальной книге о свастике в главе, посвященной христианской (в основном — православной) символике свастики, на многочисленных примерах доказывает, что этот символ представляет собой геометрический образ Святого Духа (Роман Багдасаров. Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки. — М.: Белые альвы, 2001.). Его выводы, однако, не представляются достаточно убедительными.

У католиков и в других христианских конфессиях Запада распространен простой четырехконечный крест. В православной средневековой церкви были приняты четырех-, шести- и восьмиконечные кресты. В позднем средневековье предпочтение отдавалось восьмиконечному. Для старообрядцев форма креста имела особое значение: они признают только восьмиконечный крест. Но как учит святой Феодор Студит, «крест всякой формы есть истинный крест». 

В XX веке свастика была взята на вооружение Германией, и этот символ остается идеологически значимым по сей день. 

Сокращено. Пелевин Ю.А.


Джерело: artclassic.edu.ru

Читайте також